Обращение в Государственную думу от 24.10.2015

К Вам обращаются жители и владельцы около 2,5 тысяч земельных участков, расположенных Щелковском районе Московской области, с целью внесения изменений в статьи Земельного Кодекса Российской Федерации положений о безвозмездности установления публичных сервитутов.

В настоящее время в наших и других поселках области регулярно возникают случаи злоупотребления землями общественного пользования их собственниками. Суть проблемы заключается в том, что при межевании крупных земельных участков девелоперы оставляли в своей собственности земельные участки, которые в рамках утвержденных генеральных планов застройки фактически являлись подъездными дорогами, детскими и спортивными площадками. Далее данные земли перепродавались и новые собственники начинали необоснованно чинить препятствия жителям по проезду к их земельным участкам. За последнее время часть земельных участков-проездов выставлены на открытые торги судебными приставами-исполнителями в счёт погашения личных обязательств собственников этих земельных участков по кредитным договорам. По некоторым земельным участкам - проездам проходят судебные разбирательства, предметом которых является установление законности сделок купли-продажи этих земельных участков. Другая часть собственников проездов пытается использовать своё право собственности в целях незаконного обогащения путем установки шлагбаума при въезде в посёлок. В практике жителей посёлков имеются случаи, когда к земельным участкам жителей собственники земельных участков в отношении которых устанавливается публичный сервитут, препятствовали не только проезду и проходу членам семей жителей, гостям, лицам, состоящим с жителями в гражданско-правовых и трудовых отношениях, но и экстренным государственным службам (МЧС, Служба скорой медицинской помощи, и иные), техническим и сервисным службам.

Такое положение дел, когда земельные участки-проезды после разделения единого земельного массива, предназначенного для дачного строительства на земельные участки под застройку и земельные участки под общественные нужды (проезды, общественные стоянки, детские площадки и т.п.) остаются в собственности бывших застройщиков или подрядчиков для Российской Федерации не ново.

В частности, в настоящий момент такая ситуация имеет место быть в наших семи поселках с общим количеством около 2500 домовладений и численностью жителей порядка 7 000 человек. В результате постоянно возникают конфликты между жителями наших посёлков и собственниками земельных участков, которые фактически являются землями общего пользования. Некоторые конфликты переходят на разрешение судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры. Однако следует отметить, что реальный механизм защиты интересов граждан в таких делах – отсутствует. Нередко судебные решения не исполняются ответчиками или исполняются формально, что приводит к новому витку конфликта. Правоохранительные органы не всегда добросовестно реагируют на обращения граждан.

И как следствие, приходится обращаться в органы местного самоуправления, требуя защитить права и законные интересы, указывая на следующие обстоятельства:

  • Администрация района при утверждении Правил планировки и застройки земельного массива не предусмотрела правовые механизмы защиты интересов будущих собственников, чем не внесла правовую определенность в будущие земельные правоотношения;
  • Фактически закончена переоценка кадастровой стоимости земли, от которой производится начисление земельных налогов. В данной стоимости повсеместно не учтены реально существующие транспортные проблемы, такие как ограничение или невозможность бесплатного проезда/прохода к земельным участкам, принуждение собственниками проездов к выполнению жителями иных требований (например, понуждение к заключению договоров по охране или коммунальному обслуживанию).

Следует отметить, что Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от 15.04.1998г. (п.5 ст. 28 ФЗ) предусмотрено предоставление в собственность данного Некоммерческого объединения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования на основании общего решения членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. К сожалению, данный подход применим только в случаях предоставления земельных участков органами местного самоуправления для создания гражданами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и обеспечения выполнения местными администрациями условий предоставления земель.

В случаях, когда земельный участок выделялся в интересах застройщика, дальнейшая его передача в общедолевую собственность создаваемого жителями объединения (как происходит при застройке в городской черте в отношении общедомового имущества) на практике почти повсеместно не производилась и не производится. Такие участки становятся инструментом давления на собственников при оказании им услуг, связанных с обслуживанием и эксплуатацией общей территории, путем установления монопольного, как правило, завышенных цен, навязанных, ненужных услуг, тем самым подрывая принцип рыночных отношений физических лиц и сервисной компании.

Учитывая, с одной стороны, вышеуказанные обстоятельства, которые отчасти сложились в условиях зарождения/становления отношений между участниками рынка застройки поселков и регуляторами, а, с другой стороны, принимая во внимание, что Федеральным законом от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", пп. 3 п. 4 ст. 27, предусмотрено, что орган учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута, одновременное наложение запрета на свободное распоряжение земельными участками, отнесенными Проектом планировки и застройки земельного массива под дачное хозяйство к землям общего пользования для проезда, прохода, прокладки коммуникаций, детским площадкам и т.п., по нашему мнению, внесло бы правовую определенность в "конфликтные" земельные отношения. Однако такая позиция требует дополнительной проработки на законодательном уровне.

В компетенции Государственной Думы Российской Федерации внести изменения в статью 23 Земельного Кодекса РФ положений о безвозмездности установления некоторых публичных сервитутов.

В частности требуются уточнения по вопросу установления публичного сервитута, в отношении земельных участков, оказавшихся в собственности частных или юридических лиц, использующихся под проезды, прокладку инженерных коммуникаций (электричество, газ, вода, канализация), детских и спортивных площадок, площадок для сбора ТБО, которые изначально (согласно Генерального плана застройки) были предназначены для общественных нужд, созданы в целях исполнения норм Федерального Законодательства к образованию земельных участков.

Также хотим обратить Ваше внимание, что Губернатор МО и Администрации районов МО в курсе данной проблемы и всецело поддерживает позицию жителей.

Законодательная инициатива № 864849-6 по безвозмездности установления публичных

сервитутов внесена на рассмотрение осенней сессии Государственной Думы депутатами А.В.Тумановым, С.В.Марининым, С.В.Журавлевым.

Рассчитываем на Вашу личную поддержку законодательной инициативы по изменению в ст. 23 Земельного Кодекса РФ положений о безвозмездности установления публичных сервитутов, в отношении частных земельных участков реально использующихся под проезды, прокладку инженерных коммуникаций, детских и спортивных площадок, площадок для сбора ТБО.

С уважением,

жители поселков

«Заповедный парк‑1», «Заповедный парк‑2»,

«Лосиный остров‑1», «Лосиный остров‑2»,

«Лосиный парк‑1», «Лосиный парк‑2»,

«Лесной»